четверг, 19 мая 2011 г.

Вегетарианство и ислам

Хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к животным, мусульманская традиция многое говорит о взаимоотношениях человека с животным миром.

Нужно заметить, что ислам довольно молодая религия, фактически она была основана пророком Мухаммадом (Мир Ему) в начале VII века нашей эры. Поэтому еще сравнительно свежи и хорошо сохранились многие подробности из жизни Пророка, в том числе и касательно питания. Первые биографы Пророка утверждают, что он предпочитал растительную пищу, любил свежее молоко и мед. Пророк говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей».

Кроме того, жизнеописания Мухаммада (Мир Ему) включают в себя ясные свидетельства его  любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призывает к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Мухаммада (Мир Ему) на этот счет абсолютно недвусмысленно.

Возникает вопрос, почему Мухаммад (Мир Ему) вообще позволяет есть мясо? Один из  возможных ответов: Пророк во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошел на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии. И Коран, как Библия, вводит некоторые послабления в качестве переходных этапов перед установлением чистого духовного питания: «О вы, которые уверовали! Дозволено вам всякое животное из скота, ешьте и возносите хвалы Господу. Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (Коран, сура 5, ст. 1). Здесь, в Коране, ясно говорится, что свинина — нечистое мясо, и что кровь животных не годится в пищу человеку (наследие Ветхого Завета). Следовательно, мусульмане сталкиваются с теми же противоречиями, что иудеи: кровь запрещена, но ее невозможно полностью удалить из плоти животного, значит, тот, кто ест мясо, неизбежно ест и кровь.
Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещенную пищу, чтобы выжить, на том нет греха.

Смерть Мухаммада (Мир Ему) подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина немусульманка пригласила к себе Пророка и его спутников и подала  им отравленное мясо. Пророк, зная, что мясо отравлено, все же ел его. Проболев два года, он скончался в 632 году н. э. Согласно некоторым толкованиям, Мухаммад (Мир Ему) съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения.

Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Интересно, что в Коране перечисляются в основном запретные а не дозволенные, яства. Ограничения,приводимые в Коране, скорее, обременяют верующих любителей мяса. Именно  им, а не их собратьям-вегетарианцам, приходится соблюдать все строгие правила, которые  только урезают их мясной рацион.

Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием,и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют секты, где большинство верующих — вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие, как суфии, также считают вегетарианство высоким духовным идеалом.

«Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?» — спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу!).

Популярная форма ислама, как и другие современные формы мировых религий, не поддерживает вегетарианство открыто. Но если основывать наше представление об исламе на Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учении Мухаммада (Мир Ему), становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным. Писания не требуют убийств и не призывают нас убивать беззащитных существ.
В конечном итоге, человек должен сам решить для себя распространяется ли милосердие, к которому призывают Пророк и Коран, на животных, и должен ли придерживаться принципа доброты к животным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий